История

Штеле Г.М. "Усадебные комплексы архитектурно-этнографического музея "Ангарская деревня"

10.09.2014

Index
Г.М. Штеле,
старшый научный сотрудник МБУК
«Братский городской объединенный музей
истории освоения Ангары»

Усадебные комплексы архитектурно-этнографического музея "Ангарская деревня".

Район Среднего Приангарья в силу своего географического положения оказался наименее подвержен влиянию позднейших переселений. С обеих сторон он огражден грозными ангарскими порогами. Здесь сохранился самобытный облик старинных сел, основанных в XVII в. русскими землепроходцами и крестьянами. Неизменным оставались этнографические особенности, возникшие на почве постоянного общения русских поселенцев с коренным населением Приангарья - бурятами и эвенками.

Гигантские стройки Братско-Усть-Илимского территориально-промышленного комплекса в течение двух десятилетий коренным образом изменили облик Приангарья. Исчезли трехсотлетние села. Изменились отношения, характер труда, уклад жизни и быта приангарских крестьян, складывавшиеся веками.

Сотни тысяч молодых людей, приехавших из разных концов страны, не знали трехсотпятидесятилетней истории освоения Приангарья русскими людьми.

Необходимость сохранения памятников сибирского народного зодчества и этнографии, наглядного показа современникам и потомкам прежней жизни на берегах Ангары, чувство долга перед поколениями людей, которые в суровых условиях Сибири осваивали этот край, вложили в него громадный труд, и привели к рождению идеи создания в Братске архитектурно-этнографического музея.

Население Приангарья на основе древнерусских традиций народного зодчества и строительного мастерства создало свой архитектурный стиль и свой характерный уклад жизни.

Первые ангарские поселенцы - выходцы из северных областей Европейской России - принесли с собой северорусские традиции деревянного зодчества, что в основном и определило характер приангарских сел. Вместе с тем в суровых сибирских условиях возник своеобразный характер крестьянского жилища и замкнутого двора острожного типа, с простотой и сдержанностью украшений фасадов. Эти же условия наложили свой особенный отпечаток на орудия труда и промыслов, одежду, предметы быта и обихода.

Архитектурный облик крестьянского двора - оригинальный набор построек из типовых элементов: изба, амбары, скотные дворы, стайки с поветью, зимовье, навесы, бани, ворота, заплоты и отдельные постройки. Своеобразие ангарской деревни - ручьевые водяные мельницы, хлебные общественные амбары - мангазеи, охотничьи зимовья с лабазами, ангарские лодки - шитики, орудия труда и быта.

В 1965 г. кандидат архитектуры, лауреат Государственной премии, главный архитектор проекта Братской ГЭС Ю.Н. Гумбург выступил с предложением о создании в Братске музея-заповедника сибирского деревянного зодчества. В 1968 г. начальник Братскгэсстроя И.И. Наймушин предложил на исполкоме рассмотреть вопрос об установке около плотины Братской ГЭС, на мысе Пурсей, где уже стояла юго-западная башня Братского острога, перевезенная из зоны затопления Братского водохранилища, старинной сибирской избы. Позднее его предложения сводились к созданию в Братске музейно-мемориального комплекса, посвященного освоению Ангары, куда должен был войти и музей-заповедник, юго-западная башня Братского острога, северо-западную башню планировалось перевезти из с. Коломенского (Москва). Предполагалось перевезти и Нижне-Илимскую церковь (позже была перевезена в Иркутск). Остальное было разрушено и сожжено при очистке ложа Братского водохранилища. Таково было положение дел к 1970 г., когда начало работать Братское отделение ВООПИИК, ответственным секретарем которого был Октябрь Михайлович Леонов, отдавший последние 10 лет своей жизни идее создания архитектурно-этнографического музея.

В августе 1973 г. на архитектурном совете был пересмотрен вариант отвода территории для музея на мысе Пурсей, наиболее целесообразным стало решение о размещении музея площадью 35 га в районе пионерлагеря «Жарок» с выходом на море. Территорию для музея выбирали с вертолета. Это был единственный свободный мыс, соответствующий природно-ландшафтным условиям: высокий склон, таежный рельеф, вода, что было типично для размещения жилых построек.

Четвертая усадьба. Вид с южной стороны.
Четвертая усадьба. Вид с южной стороны.

В 1970-1973 гг. Братское отделение ВООПИИК проводит обследование 18 сел по Ангаре между Братском и Усть-Илимском. Были выявлены наиболее интересные памятники, изучен опыт создания подобных музеев в Риге, Новосибирске, Иркутске, Шушенском, Улан-Удэ. Огромную помощь оказали А.В. Ополовников, А.Я. Ковалев. В этих работах идея создания музея под открытым небом обрастала деталями и выкристаллизовывалась в музей «Ангарская деревня», в основе которой закладывался принцип непохожести на другие музеи подобного типа. «Ангарская деревня» - комплекс памятников, максимально приближенный к реальности. Это типичная однорядная, расположенная вдоль берега деревня со всеми подсобными службами: водяные мельницы, кузница, хлебный амбар, мангазея, бани, лодки у берега, охотничьи зимовья.

Экспозиция четвертой усадьбы.
Экспозиция четвертой усадьбы.

Население Приангарья находилось в тесной связи с коренными жителями этих мест, поэтому недалеко от деревни планировалось стойбище эвенков и лесных бурят. Деревня должна была примыкать к острогу, реконструированному в натуральную величину, с башнями, стенами, церковью, службами. В перспективе планировалась реконструкция гончарни, смолокурни, рудоплавильной печи, винокуренного завода, «царева кабака». Предполагалось и строительство археологического павильона на площадке перед входом в музей.

В соответствии с традиционной планировкой весь лес на территории деревни площадью 16,3 га намечалось вырубить полностью, а поле и огороды засеять. Примыкающая к музею территория проектом планировки пригородной зоны отводилась под зону туризма и отдыха, поэтому в дальнейшем здесь должны были строиться турбазы, пансионаты, кемпинги.

Торговый амбар. Вывезен из д. Климино.
Торговый амбар. Вывезен из д. Климино.

Вся деревня должна состоять из 63 строений. Из зоны затопления Усть-Илимской ГЭС было вывезено 61 строение, собрано около двух тысяч этнографических предметов. На основании характера размещения и планировки комплекса ангарских деревень был определен тип музея - архитектурно-этнографический музей-заповедник. В основе структуры русской зоны основополагающим предполагался архитектурно-функциональный принцип и социально-имущественное расслоение XIX-XX вв.

В 1976-1977 гг. был разработан эскизный проект генерального плана музея «Ангарская деревня» авторской группой в составе: О.М. Леонов - руководитель проекта (Братское отделение ВООПИИК); Б.П. Чуласов (архитектор Братского отделения художественного фонда); И.А. Тупеев, М.С. Галай (проектная контора Братск-гэсстроя); научный руководитель - кандидат архитектуры А.В. Ополовников (УНИИТ и ИА). В 1977 г. проект был согласован Министерством культуры РСФСР с некоторыми замечаниями и предложениями по доработке генплана.

В процессе создания генплана музея рассматривались различные варианты усадебной застройки. Количество усадеб колебалось от пяти до семи, так как ангарские поселения XIX в. насчитывали десять и менее дворов. Исключение составляли волостные села (до 250 дворов). Как отмечал А.В. Ополовников: «Из-за ограниченности удобных земель, пригодных для сельского хозяйства, деревни здесь, как правило, небольшие: пять-семь дворов, а то и два или три, если же дворов больше десятка и рядом стоит церковь, то это уже село». По замыслу архитектора Б.П. Чуласова планировалось поставить шесть усадеб. В соответствии с этим в 1984 г. написано и научно-методическое обоснование к проекту детальной планировки русского сектора. Объемно-планировочный облик был снят с реальных усадеб. Предполагалось поставить одну однодворную (усадьба Скрипова из д. Подъеланки), три двухдворные из этой же деревни: изба-клеть с прирубом (Михаила Говорина), «круглый» дом (Степана Говорина), купеческую усадьбу- избу-связь с лавкой в одной из половин, усадьбу С.Б. Погодаева из д. Гарменки, одну усадьбу трехдворную из д. Нижняя Шаманка, избу-связь.

Только купеческая изба не имела прямых аналогов в действительности и являлась «собирательным образом». Однако совмещение жилого дома и торговой лавки в одной постройке имеет под собой основание. Аналогичные строения мы видели в д. Червянке Чунского района, в д. Орлово Киренского района, в д. Подъеланке Усть-Илимского района.

Пока в вышестоящих инстанциях решался вопрос: быть или не быть «Ангарской деревне», вывезенные памятники сгорели. 20 мая 1979 г. Министерством культуры РСФСР был издан приказ № 321 «О создании музея народного зодчества в г. Братске на правах филиала историко-краеведческого музея».

С 1980 г. возобновился поиск и вывоз памятников для филиала. В 1982 г. Г.С. Уткиным было построено и открыто для посетителей эвенкийское стойбище.

Туристический маршрут в музее круговой. При выходе из эвенкийского сектора, из леса, сразу попадаешь на ржаное поле, расположенное за усадьбами. Проезжая дорога ведет к первой усадьбе - аналогу усадьбы Скрипова из д. Подъеланки. Надо отметить, что «Ангарская деревня» очень похожа на д. Подъеланку: фасадами изб, обращенных к югу, такой же формы огородами, перед усадьбами - пологий склон с примостившимися на нем баньками «по-черному». Нет только ряжевого моста, что был в центре деревни. В Подъеланке усадьба Скрипова находилась в центре деревни, в «Ангарской деревне» оказалась в начале. Проект реставрации выполнен архитектором Б.П. Чуласовым. Усадьба однодворная с выгоном для скота: первый двор - чистый, задний -скотный. Вообще это характерная особенность приангарских деревень - два разных двора: передний - чистый и задний - хозяйственный. В плане усадьба имеет прямоугольную форму с двумя небольшими выступами стайки и амбара, включает в себя: дом-одноколок -клеть с прирубом, двухкамерный амбар, зимовье, однопролетный навес, стайку с поветью-сеновалом.

Четвертая усадьба. Интерьер комнаты.
Четвертая усадьба. Интерьер комнаты.

Дом 9,3 х 6,3 м был перевезен из д. Старая Анзеби. По словам очевидцев, построен в 1909 г. Рублен в «обло» с остатком из сосновых бревен диаметром до 35 см и имеет двускатную безгвоздевую кровлю по «потокам» и «курицам». С северной стороны прирублены из новодела сени с односкатной тесовой кровлей, имеющие один выход во двор. Крыльцо из круглых бревен диаметром 25 см подходит к стене сеней в «тык». Тесовая кровля по фронтону украшена резными причелинами. По южному фасаду три окна, по продольной северо-западной стене еще два. Декор наличников скромный. Ставни одностворчатые. Конструктивно-планировочная схема наиболее характерна для районов Среднего и Нижнего Приангарья. Стены в интерьере стесаны в «лас», углы круглые. Слева от входа заново сделана глинобитная русская печь, за ней - вход в голбец. Вдоль стен в полбревна встроены лавки, пол выполнен из плах толщиной до 15 см, шириной 25-30 см. Справа от входа сделаны полати. Из новодела выполнены нижние венцы сруба, «потоки», «курицы», охлупень, причелины. Реставрационными работами на первой усадьбе руководил А.В. Ополовников.

Напротив дома с западной стороны расположен двухкамерный одноярусный амбар, вывезенный из д. Червянки на р. Муре Чунского района. Основная функция амбара - хранение годового запаса зерна, муки. В хлебных амбарах встраивали сусеки из широких и толстых досок, представляющие собой встроенный в сруб длинный ларь. Каждый сусек устроен так, что на место взятого количества зерна в разборном ящике самотеком поступает такое же количество содержимого из сусека. Амбары для хранения одежды называли лопотные или лопотошные (от слова «лопотина» - одежда). Количество амбаров в крестьянском хозяйстве зависело от количества членов семьи.

Амбар размером 8,5 х 4 м рублен из сосновых бревен в «обло» с остатком, разделен на две камеры стеной в «переруб». Первая - большая часть - для хранения зерна, левая - для хранения одежды. Левая часть - лопотной амбар имеет потолочный настил. Кровля двускатная, на самцах фронтонов, покрыта тесом. Бревна фронтона южного фасада отесаны наполовину, выходы слег прикрыты резными причелинами. Рундук со стороны двора опирается на три разных столбика. Однопролетный навес между амбаром и зимовьем сделан из нового леса. Навесы - завозни устраивались по периметру усадьбы в зависимости от их функционального назначения, могли быть закрытыми и открытыми. В более зажиточных усадьбах, где больше хозяйственного инвентаря, устраивали двух- и даже трехпролетные навесы. В бедняцких хозяйствах навес, как правило, состоял из одного пролета. Навес размером 6,4 х 2,8 м находится с западной стороны чистого двора (через него вход в зимовье). Простой конструкции два мощных столба поддерживают односкатную крышу, покрытую тесом. Открыт с двух сторон. Настил из плах. Бревна задней стенки диаметром 25 см забраны в пазы больших по размеру столбов. Между столбами и балкой, поддерживающей козырек, в углу фигурно вырезанный фрагмент - имитация арочного фронтона. Зимовье расположено в западном углу усадьбы. В приангарских деревнях хозяйственные постройки сосредотачивались вокруг дома в двух дворах, чистом и хозяйственном, располагались по периметру двора, зачастую - справа от дома, как в д. Подъеланке - усадьба С.Б. Говорина, в д. Нижняя Шаманка - усадьба Непомилуева. Эти маленькие домики с отоплением и без отопления использовались для вспомогательных работ: столярных, охотничьих, других домашних ремесел - ткачества, крашения, выделки шкур, изготовления деревянной посуды, скорняжных работ. Зимовье размером 3x3 м рублено из сосновых бревен в «обло» с остатком, с выпуском бревен боковых стен во дворе. Во второй окладной венец врублен настил предамбарника, состоящий из одной плахи и круглого бревна. Двускатная самцовая кровля по «потокам» и «курицам». В скотный двор выходит небольшое косящатое оконце, с северной стороны врублено оконце, которое закрывается задвижкой. В интерьере стены стесаны в «лас». Справа от входа во всю длину сделаны полати, заменяющие кровать.

Стайка размером 6 х 4 м с поветью - сеновалом находится с северной стороны крытого плахами скотного двора, наиболее характерного для сел Нижнего Приангарья. Рублена из нового леса диаметром 25 см в «обло» с остатком по аналогам стайки из д. Едермы Усть-Илимского района. Двухчастная, в каждой части одностворчатые двери. Бревна сруба забраны по углам в пазы мощных столбов, поддерживающих односкатную крышу сеновала. Четыре бревна поддерживают козырек фронтона. Потолочное перекрытие из плах. Сеновал во всю длину постройки. Справа от стайки ворота на улицу, слева - в чистый двор. Из чистого двора на улицу выходят двухверейные ворота, сделанные из нового материала по обмерам ворот из д. Чадобец Кежемского района. Расположены между избой и двухкамерным амбаром, покрыты двухскатной тесовой кровлей, увенчанной охлупнем. Свес кровли украшает резная причелина. Между домом и воротами одностворчатая на вереях калитка.

Четвертая усадьба. Интерьер комнаты.
Четвертая усадьба. Интерьер комнаты.

В усадьбе открыта экспозиция «Хозяйство и быт малой крестьянской семьи». Здесь показаны предметы, характеризующие охоту: поняги, охотничьи сумки, ружья, лыжи, патронташ, натруски, пороховницы, охотничья одежда, обувь и т. д.; приспособления для обработки кож - различные кожемялки; юфть; предметы, необходимые для ткачества: кросна, веретена, вьюшка, мотовила, скальницы, прялки и т. д. Основу малокрестьянской семьи составляли бабы и девки, основным занятием которых и было ткачество.

Вторая усадьба. Чистый двор.
Вторая усадьба. Чистый двор.

Мир вещей человека был отражением его деятельности, поступков, культуры, социального положения в обществе. Крестьянский труд как будто сам собою порождал предметы умные, удобные, красивые. Все экспонаты в избе и во дворе расположены так, как они изначально находились в крестьянском хозяйстве.

Согласно генплану, вторая усадьба - аналог усадьбы Героя Советского Союза С.Б. Погодаева из д. Гарменки Усть-Илимского района. От первой ее отделяет узкий переулок. Проект реставрации выполнен архитектором Б.П. Чуласовым. Усадьба в плане трапециевидной формы с выступами скотного двора и навеса - завозни. С восточной стороны от избы - скотный двор, включающий в себя двухкамерную стайку с поветью, слева - чистый, крытый плахами двор, двухъярусный амбар, навес, два однокамерных амбара, еще один навес и отдельно стоящий лопотной амбар. Это единственная усадьба в музее, где чистый двор покрыт плахами. Отличительная особенность Приангарского региона - мощение чистого двора плахами.

Первая усадьба. Стайка. Восстановлена по чертежам стайки из д. Едармы Усть-Илимского района.
Первая усадьба. Стайка. Восстановлена по чертежам стайки из д. Едармы Усть-Илимского района.

Изба-клеть начала XIX в. размером 6x6м перевезена из д. Савино Кежемского района. Последний владелец дома Б.К. Брюханов оставил свой дом, проживал в д. Фролово. Дом рублен из сосновых бревен диаметром до 35 см в «обло» с остатком. Верхние обводные венцы боковых стен заканчиваются резными кронштейнами. Сени выполнены в единых конструкциях с избой на выносах маховых бревен, находятся под одной с ней крышей, имеют два выхода в чистый двор и скотный. Кровля двускатная, смешанной конструкции: южный фронтон самцовый на венцах. Тесовое покрытие держит мощный охлупень. С западной стороны со стороны двора рубленное в «ус» крыльцо. С восточной стороны -крыльцо простой конструкции, с южной и частично с западной стороны устроена засыпная завалинка. По южному и северному фасаду сделаны «продухи» для вентиляции подпольного помещения. Три окна выходят на улицу, два - в скотный двор, без ставней, обрамлены наличниками простой формы. Дом перестроен из избы-связи, одна половина поставлена зеркально. Конструктивно-планировочная схема наиболее характерна для районов Средней и Нижней Ангары, отражает архитектурную направленность сельского жилища конца XVIII - начала XX вв.

Расписная перегородка - заборка делит избу на две части - куть и горницу. Верх заборки врублен в воронец, низ - в плахи пола, справа от входа на деревянной опалубке сделана глинобитная печь, выход трубы над крышей обшит деревом. В кути и в горнице врубленные в полбревна лавки. Напротив печи у входа устроены полати, над ними на потолке закреплено кованое металлическое кольцо, куда вставлена жердь (очеп), на другом конце которой повешена детская люлька. С западной стороны чистого двора торцом на улицу расположен двухъярусный амбар, по одной камере на каждом ярусе. Перевезен из д. Надуй Чунского района. Построен дедом последнего владельца В. Рожкова. По словам местных жителей, в строительстве принимала участие местная артель плотников. Следует отметить хорошую сохранность сруба и высокое качество рубки стен. Рублен из сосновых бревен диаметром 26 см в «обло» с остатком, с выпуском бревен торцовых стен, образующих рундук на обоих ярусах. Самцовая двускатная кровля по «потокам» и «курицам». Подкровельные слеги врублены в каждое бревно фронтона, что, по мнению А.В. Ополовникова, указывает на архаичность постройки. Тес кровли фиксирует охлупень. Межэтажное перекрытие из плах. Второй этаж не имеет потолочного настила, встроенных сусеков. Это - лопотной амбар, на первом этаже -хлебный, сусеки встроены с одной стороны. Со стороны двора на второй этаж ведет лестница без перил.

Линию двухъярусного амбара с юго-западной стороны продолжает двухпролетный навес размером 7,5 х 3,8 м с двускатной кровлей по «потокам» и «курицам» на трех мощных столбах. В верхней части столбов под балкой закреплены резные кронштейны в форме стилизованных конских голов. Тес на крыше врублен в охлупень. Задняя часть навеса - забор ограды, выполнен из плах, забранных в пазы столбов. Сделан из нового материала согласно описанию, обмерам, фотофиксации навеса из д. Чадобец, начало XX в., как вариант хозяйственной постройки, характерной для дворов Среднего Приангарья. Навесы - завозни могли быть устроены в любом конце чистого или хозяйственного двора, в зависимости от их использования. Для каждого труда и промысла, обработки сырья нужны были свои площади, свой инвентарь. У хозяина каждая вещь имела свое место. Под этим навесом хранились предметы рыбной ловли: лодка, сети, переметы, морды, фитили, корзины для рыб и т. д., рядом расположен амбар с погребом-ледником, где солили и хранили рыбу.

С северо-западной стороны к навесу примыкает двухкамерный амбар, состоящий из двух отдельных амбаров. Амбар с погребом (9,2 х 3,8 м) возведен с частичным использованием старого леса, нижние венцы из нового, по обмерам амбара-ледника из д. Старая Анзеби. К нему вплотную примыкает однокамерный хлебный амбар, перевезенный из д. Червянки на р. Муре Чунского района. При воссоздании второй усадьбы двухэтажный амбар был разделен на две части. Нижняя часть, дополненная недостающими деталями, была поставлена в западном углу двора, общие размеры в плане 5,2 х 4,8 м. По обеим сторонам от входа были восстановлены хлебные сусеки. Рублен в «обло» с остатком. Проект реставрации выполнен Б.П. Чуласовым. Амбары под двускатной двухъярусной на «потоках» и «курицах» крышей. Кровля амбара с погребом ниже кровли зернового. Тес крыши врублен в пазы мощных охлупней. Выпуск торцовых стен на 1,1 м образует рундук, на двух нижних венцах которого устроен помост. К помосту ведет лестница в две ступеньки.

Двухпролетный навес с арочным фронтоном фиксирует границу усадьбы с северной стороны. Три мощных четырехгранных столба поддерживают односкатную кровлю, сделанную из желобов (желоб - из распущенного пополам бревна убирается сердцевина). Заднюю стенку навеса образует заплот, бревна которого забраны в пазы четырехгранных столбов. Настил из плах выполнен на одном уровне с настилом чистого двора. Под навесом хранятся орудия сельскохозяйственного труда: сохи, мотыги, плуги, бороны, севальни, вилы, грабли и т. д.

Замыкает чистый двор однокамерный амбар, зплотную примыкающий к навесу. Это верхняя часть двухэтажного амбара, вывезенного из д. Червянки Чунского района, дополненная недостающими деталями. Очень высокое качество рубки стен из бревен диаметром 20-23 см. Размеры в плане 4,8 х 4,9 м. На выпусках маховых бревен на 1,1 м устроен помост. В интерьере бревна круглые, потолочное перекрытие отсутствует. Двускатная самцовая кровля. Тес крыши врублен в охлупень. Однокамерный лопотной амбар - уникальный памятник русского деревянного зодчества. В нем представлена одежда и обувь старожильческого населения Приангарья: дохи, шубы, тулупы, зипуны, шапки, меховая обувь -различные унты, кожаная - чирки, ичиги.

Стайка из д. Едармы.
Стайка из д. Едармы.

В скотном дворе напротив жилого дома расположена стайка с поветью - сеновалом. Построена из нового леса по обмерам стайки из д. Пашенной Кежемского района. Проект реставрации выполнен архитектором С.М. Колесниковым. Размеры в плане 8,2x4,6 м, рублена из бревен диаметром 20 см в «обло» с остатком. Нижний объем стайки разделен на две части стеной в «переруб». В каждой половине сделаны выгородки для скота и одностворчатые ворота. В верхней - слева - проем повети, справа - сплошная бревенчатая стена. Бревна забраны в пазы столбов. Поветь получается закрытой. Кровля односкатная, сделана из желобов. Бревна торцовых стен переруба выпущены на различную длину. Стайка сделана в лучших традициях деревянного зодчества, отражает стилевую особенность хозяйственных построек. Скотный двор имеет двое ворот, сделанных из нового леса по обмерам ворот д. Чадобец и Заимка Кежемского района. На улицу выходят одностворчатые ворота на вереях, набранные из вертикальных досок. Расположены справа от дома. В чистый двор с улицы ведут одностворчатые ворота, расположенные слева от дома. Между балкой, соединяющей четырехгранные столбы ворот - декоративная вставка с выемчатой резьбой. Между домом и воротами устроена одностворчатая калитка. В чистом, крытом плахами дворе, за домом есть еще одни одностворчатые ворота, ведущие в скотный двор. В усадьбе размещена экспозиция, характеризующая хозяйство и быт семьи среднего достатка. Широко представлено занятие сельским хозяйством, подсобный промысел - рыбная ловля. Под навесом, замыкающим двор с северной стороны, показаны орудия труда сельского хозяйства, под навесом, расположенным напротив дома, - орудия рыбной ловли. В избе восстановлены полати, расписная заборка, интерьер крестьянской семьи конца XIX - начала XX вв.

Вторая усадьба. Аналог усадьбы Погодаева из д. Гарменки.
Вторая усадьба. Аналог усадьбы Погодаева из д. Гарменки.

Третья усадьба продолжает ряд единственной улицы «Ангарской деревни». От второй усадьбы ее отделяет узкий проход, а от четвертой - переулок с проезжей дорогой. По занимаемой площади она превосходит первые две усадьбы. Кроме чистого и скотного дворов в ней есть еще и конный двор, ограничивающий усадьбу с северной стороны. Главным фасадом она ориентирована на юг, на Братское водохранилище. Изба-связь соединяет два двора: чистый и скотный. В чистом, наполовину крытом плахами дворе, напротив дома размещен одноэтажный четырехкамерный амбар, замыкающий усадьбу с юго-западной стороны, за ним - трехпролетный навес. Между чистым и конным двором находится двухэтажный амбар, в нижней части которого есть проезд в конный двор. За избой между чистым и скотным двором расположена баня по-черному. В хозяйственно-скотном дворе, находящемся справа от избы, стайка с поветью, ограничивающая усадьбу с востока. Проект реставрации выполнен проектно-сметной группой Иркутских СНФПМ, архитектор СМ. Колесников. В плане усадьба имеет сложное очертание. Изба-связь (шести-стенок) В.В. Пастухова перевезена из д. Старо-Балтурино Чунского района в 1986 г. Рубилась при Потапе Пастухове в первой четверти XIX в. В 1850-е гг. последний владелец дома - сын Потапа - Яков Потапович окончательно пристроил вторую половину дома с декоративным балконом, выходящим на улицу, что является редким явлением в народной архитектуре. Изба рублена в «обло» с остатком из бревен до 35 см. Две клети связываются через сени. Размеры в плане 15x6 м. Сени устроены на выпусках маховых бревен сруба обеих половин избы, имеют два выхода в чистый и хозяйственный двор. Самцовая кровля по «потокам» и «курицам». Тес крыши держит мощный охлупень. В восточной стене старой избы прорублена дверь, а в новой части - окно. Стены интерьера стесаны в «лас» в обеих клетях. Потолок в уличной части избы имеет трапециевидное завершение, в старой -бревенчатый накат. С чистого, крытого плахами двора красное крыльцо на четырех мощных столбах, крытое односкатной кровлей поздней, упраздненной конструкции. Декоративное убранство избы представлено резными кронштейнами южного и северного фасадов. Наличники небольших окон в строго выдержанной форме. Пол в южной части избы выполнен из плах толщиной до 1,5 см и шириной 20,5-32 см, в северной - сделан из полубревен шириной 30-35 см. В интерьере восстановлены лавки, воронцы, полати. В обеих частях сделаны глинобитные печи, в уличной части избы за печью устроен голбец - вход в подполье. По диагонали от печи в каждой избе красный угол со встроенными божницами. Юго-западную сторону чистого двора формирует четырехкамерный амбар, одноярусный, построенный в начале XX в. в д. Подъеланке, перевезенный в Братск в 1974 г. Состоит из двух спаренных двухкамерных амбаров разной высоты, каждая часть под своей самцовой кровлей. Размеры в плане 16 х 5,2 м. Рублен в «обло» из бревен диаметром до 25 см с выпуском бревен торцовых стен, образующих рисунок. Двускатная кровля на «курицах». Тес врублен в паз охлупня, который с уличной стороны заканчивается выемчатой резьбой. Два резных столбика поддерживают свес крыши. В первом двухкамерном амбаре обе части со встроенными сусеками для зерна, в первом из них потолочное перекрытие из плах. Во втором двухкамерном амбаре -правая часть для хранения зерна, левая - одежды. Кровля четырехкамерного амбара и примыкающего к нему с северной стороны трехпролетного навеса-завозни - трехступенчатая. Сделано по обмерам завозни в д. Едерме, фиксирует юго-западную границу усадьбы. Общие размеры в плане 10,8 х 5,2 м. Высокая двускатная кровля на четырех мощных столбах. Три из них поддерживают крышу навеса, один - амбара, примыкавшего к нему. Тес на крыше крепится массивным охлупнем и «сороками». Под навесом размещены предметы крестьянской кистевой росписи: заборки и их отдельные фрагменты, детали опечья, матицы, резные и расписные наличники и т. д.

Мангазея, вывезена из д. Тушамы.
Мангазея, вывезена из д. Тушамы.

Между чистым и конным двором расположен двухъярусный амбар с проезжей аркой внизу, конца XIX в., соединяющей дворы. Перевезен из д. Червянки Чунского района. Рублен в «обло» с остатком из бревен диаметром до 25 см. Общие размеры в плане 11x6,0 м. По две камеры на каждом ярусе. На втором ярусе амбары разделены бревенчатой стеной в «переруб». В левом хлебном амбаре из толстых плах встроены массивные сусеки - лари для хранения зерна, правая часть - для хранения одежды (лопоти) с прорезанным с северной стороны в полбревна окошком. На первом ярусе два глухих амбара, между ними проезд размером 2,4 х 2,2 м, замощенный плахами в полбревна. Со стороны конного двора одностворчатые на вереях ворота. Двускатная тесовая кровля на «курицах». Свес кровли продольной стороны, выходящий в чистый двор, образует галерею. Поддерживают свес четыре резных столбика: два по углам и два в середине. Настил галереи устроен на выпусках обводных бревен боковых стен межэтажного перекрытия. На боковых стенах первого яруса традиционный повал. Ограждение галереи составляют балки, крепящиеся к резным столбикам. В сквозные отверстия балки параллельно друг другу вставлены ровные в сечении рейки (взамен пикообразных). Приставная лестница с перилами слева перпендикулярна продольной галерее. В массивные дверные порталы вставлены одностворчатые двери. Как считает архитектор И.В. Калинина: «Пример двухэтажного амбара с самцовой кровлей начала XX в. разной модификации с проезжей аркой в нижнем ярусе». Амбар замыкает чистый, наполовину крытый плахами двор с северной стороны.

Баня сделанна по чертежам бани из д. Нижняя Шаманка.
Баня сделанна по чертежам бани из д. Нижняя Шаманка.

За домом, в северном углу, баня по-черному. Сделана из нового леса по обмерам бани Кулаковых, построенной в 20-е гг. XX в. в д. Чадобец Кежемского района. В конце XIX в. зачастую бани находились в ограде, что, в общем-то, не соответствует типичной планировке ангарских деревень: в основном бани располагались на берегу, поближе к воде. Объясняется это тем, что такой баней пользовались в основном в зимнее время, в летнее - баней у реки. При строительстве бань сохранились приемы, применяемые при возведении жилых изб. Баня рублена из бревен диаметром до 25 см в «обло» с остатком, с выпуском маховых бревен - продольных (для устройства предбанника). Размеры в плане 6,2x4,2 м. Самцовая кровля на «курицах». Сверхутес крепит мощный охлупень. Пол и потолочное перекрытие из плах толщиной 8 см и шириной до 30 см. В юго-западной стороне сруба прорублено небольшое окно, в северо-восточной - волоковое. В интерьере бревна стесаны в «лас». Заново сделаны полок, лавки, печь-каменка, установлены большие котлы для воды. Экспозицию баньки дополнили деревянные ушаты, шайки.

Интерьер бани.
Интерьер бани.

С восточной стороны усадьбу ограничивает стайка с поветью. На верхнем ярусе повети два входных проема, внизу - две камеры. В каждой половине сделаны выгородки для скота, одностворчатые ворота. Деление на две части предусматривало содержание в ней различных видов скота. Сделана из нового леса по обмерам стайки, построенной в 1930 г. в д. Едерме Усть-Илимского района. Рублена из новых бревен диаметром 25-30 см. Нижний объем стайки представляет собой сруб в «обло» с остатком, размеры в плане 9,6 х 3,7 м. Сеновал имеет более сложную конструкцию: сруб рублен в «лапу» в углах, а торцы бревен, выходящих на лицевой фасад, забраны в пазы столбов, поддерживающих конструкцию кровли по «потокам» и «курицам». Тес на крыше врублен в пазы мощного охлупня. Пол и потолок сделаны из плах толщиной до 12 см. Стайка - один из объектов, отражающих стилевую направленность хозяйственных построек. В одну линию с двухэтажной стайкой расположен однопролетный навес-завозня, фиксирующий северо-восточную границу усадьбы. Устроен на двух массивных столбах, в пазы которых в верхней части вставлены кронштейны простой формы. На них уложены балки, держащие односкатную крышу с настилом из желобов. Заднюю стенку навеса составляет забор, бревна которого забраны в пазы столбов.

Как правило, в завознях хранились средства передвижения: телеги, сани, кошевки. В данном случае выставлены телеги, волокуши, колеса и большое количество дегтярниц разной формы: бочонки со смолой и дегтем.

С северной стороны усадьбу заканчивает обширный двор для лошадей, ограничивает который навес. Двор располагается перпендикулярно основным дворам и растягивается во всю их ширину. Навес служил для укрытия лошадей от ветра в зимнее время, строили их в основном в зажиточных семьях, где было много лошадей. Рублен в холодный паз из бревен диаметром 20-25 см. Размеры в плане 16x4,5 м. Односкатная кровля сделана из желобов, уложенных один на один, нижний слой служил для стока воды. Пол земляной, застилался соломой. В левой части навеса одностворчатые ворота. Третья усадьба характеризует хозяйство и быт большой неразделенной семьи-артели на рубеже XIX-XX вв. В обеих половинах встроены лавки, полати. На «воронцах» расставлена глиняная, деревянная, берестяная посуда, какая традиционно стояла в избе. На лавках и на полу домотканые дорожки. Большой прямоугольный стол украшен льняной скатертью. В сенях - кадки для воды, ведерки из наборного дерева - клепок. За печью вход в голбец прикрыт одностворчатой дверью.

Улицу «Ангарской деревни» продолжает четвертая трехдворная усадьба. От третьей усадьбы ее отделяет переулок с проезжей дорогой. Воссоздана по аналогу усадьбы Непомилуевых из д. Нижняя Шаманка, где она была поставлена на крутом берегу острова и вытянута вдоль улицы. Дом-связь с тремя окнами и довольно простыми наличниками традиционно был поставлен торцом на улицу. Трехчастная планировка усадьбы представляет большой интерес - явление редкое в народной архитектуре. Памятники для усадьбы были перевезены из разных мест: изба - длинная клеть с прирубом - из д. Петропавловки Киренского района, похожая на избу-связь Непомилуевых из д. Нижняя Шаманка, здесь же двухэтажный двухкамерный амбар. Стайка и еще один двухкамерный амбар перевезены из д. Анчериково. Проект реставрации выполнен архитектором Б.П. Чуласовым. В плане усадьба прямоугольная. В продольном направлении делится на три двора: чистый, хозяйственный и скотный. Ширину усадьбы составляет длина жилого дома. Справа от него - чистый двор с красными воротами и красным крыльцом ограничивает усадьбу с восточной стороны, слева от дома-хозяйственный двор, с западной стороны его ограничивает трехкамерный амбар, с северной стороны - двухпролетный навес. Выход во двор через сени жилого дома. Из хозяйственного двора есть выход в скотный двор, замыкающий западную границу усадьбы.

По домовой книге, изба рублена в 1891 г. хозяином усадьбы Т.И. Таракановым - отцом последней владелицы дома Арины Тимофеевны Кропотовой помочью с братьями. Размеры в плане 18,2x6,8 м. Состоит из двух срубов: собственно жилой избы-клети, выходящей на улицу, рубленной в «лапу» и через сени связанной с более старой дворовой клетью. Холодная дворовая клеть состоит из «белого» амбара, который, со слов владелицы дома, использовался в летнее время (при приеме гостей постель клали) и предназначался для хранения муки, зерна. В интерьере «белого» амбара стены окантованы топором, в мучном - изнутри не окантованы. Чулашка - маленькая встроенная кладовка в сенях - использовалась для хранения хозяйственного инвентаря. Пятры -чердак для сушки белья, веников, рыбы, мяса. Под холодным амбаром подвал, вход в него с улицы чистого двора. Конструкция двускатной кровли смешанная, над двором клетью - самцовая на слегах, под уличной половиной - стропильная. В старой клети небольшое косящатое окно, орнаментированное резным пояском треугольников. Три окна, выходящие на улицу в чистый двор, большие по размеру, с одностворчатыми ставнями, украшенными наличниками простой формы. Пол в избе кантованный. При реставрации жилая часть избы перепланирована: печь развернута челом от двери, спальня превратилась в кухню, кухня - в прихожку.

Вид улицы Ангарской деревни.
Вид улицы Ангарской деревни.

Напротив жилого дома с восточной стороны торцом на улицу стоит двухэтажный амбар, принадлежащий ранее владелице дома А.Т. Кропотовой. Рублен из сосновых бревен диаметром 27-30 см в «лапу». На втором ярусе одна камера - лопотной амбар, здесь же устроена галерея с ограждением из вертикальных брусков. На галерею идет открытая лестница. Нижний этаж разделен на две камеры стеной «в переруб». Левая часть - лопотной амбар, правая - зерновой, со встроенными сусеками. Двускатная стропильная кровля покрыта тесом. Вплотную к двухэтажному амбару с северной стороны примыкает небольшой однопролетный навес. Его двускатная кровля переходит в кровлю одноэтажного хлебного амбара, расположенного слева. В пазы четырехгранных столбов, поддерживающих навес, вставлены кронштейны со ступенчатым срезом. Задняя стенка набрана из плах, забранных в пазы столбов ограждения. Под навесом устроен дощатый настил. В хозяйственном дворе с западной стороны напротив дома, торцом на улицу под одной крышей расположен трехкамерный амбар. Общие размеры постройки 10,8 х 3,8 м. Рублен в «обло» с выпуском бревен торцовых стен. На них опираются бревна залобника, поддерживает который один резной столбик. Стеной в «переруб» левая часть амбара разделена на две камеры: зерновую со встроенными сусеками и лопотную. Справа вплотную к нему примыкает однокамерный амбар, сделанный из нового леса по аналогам. Самцовая кровля по «потокам» и «курицам». Тесовое покрытие завершает мощный охлупень. Вдоль северо-западной границы хозяйственного двора, ограничивающего усадьбу по торцу, устроен двухпролетный навес на трех массивных столбах, на которые по лицевому фасаду опираются четыре ряда бревен залобника. Кровля односкатная из желобов. Рядом с домом в задней продольной стене одностворчатая калитка. Под навесом настил из плах. Все ворота и калитки выполнены из нового леса по аналогам ворот Приангарья. Ворота, калитка, заплот чистого двора имеют одну высоту и перекрыты общей двускатной крышей: типичное для Сибири перекрытие ворот и заплота единой кровлей.

Из хозяйственного двора за амбарами калитка в скотный, мощеный плахами двор. Стайка с поветью перевезена из д. Анчериково, расположена торцом на улицу, в южном углу хозяйственного двора. Размеры в плане 4,6 х 8,2 м. Разделена на две камеры. Одностворчатые двери на кованых петлях. На втором ярусе торцовые стены сложены из бревен, продольные - из горбыля. В центре лицевого фасада большой оформленный косяками проем. Кровля пологая «на самцах». «Потоки» и «курицы» отсутствуют. Яркий пример хозяйственной постройки для скота. Отличительная особенность - соединение в стенах бревен и пластин. Скотный двор замыкает трехдворную усадьбу с западной стороны. В усадьбе размещена экспозиция «Жизненный уклад населения Приангарья в середине XX в.». В крестьянской избе появилась новая мебель: буфет, комод, шкаф для белья, этажерка, кровать с железными спинками, много вышитых салфеток, покупные шторы, занавески. Наряду с традиционной, сделанной из дерева, бересты, глины, бытовавшей вплоть до переселения, появилась новая посуда из стекла, фарфора, металла. Под навесом чистого двора во весь объем красочно размещен невод, спускающийся в долбленую лодку. В предамбарниках расставлены плуги.

С восточной стороны однорядной улицы в отдалении от остальных построек находится уникальный памятник XVII в. - башня Братского острога, построенная в 1654 г. Первый острог был основан русскими людьми под командой Максима Перфильева в 1631 г. Дважды переносился по стратегическим соображениям в 1648 и в 1654 гг. До наших дней сохранились две сторожевые башни, более ранняя, северо-западная - перевезена в Москву, село Коломенское; юго-западная - экспонируется в музее «Ангарская деревня». Реставрационные работы проводились в 1960 г. при переноске ее из старого Братска. Проект реставрации выполнен А.В. Никитиным в институте археологии АН СССР в Москве. При реставрации были добавлены четыре венца бревен, надстроена дозорная вышка.

Башня Братского острога.
Башня Братского острога.

Фрагмент башни Братского острога.
Фрагмент башни Братского острога.

Основу башни представляет квадратный в плане сруб, сложенный из 22 венцов сосновых бревен, рубленных в «обло» с остатком, завершает его облам из шести венцов. Общие размеры 5,2 х4,9 м. Кровля четырехскатная, сделана в виде низкого шатра, покрыта тесом, концы которого обрезаны в виде копий. Наверху дозорная вышка, стены рублены в «лапу». Внутреннее пространство башни делится на два яруса промежуточным перекрытием из бревенчатого настила. В нижнем жилом ярусе справа от входа на высоком рубленом деревянном опечье глинобитная печь, топившаяся по-черному. Стены в интерьере стесаны в «лас», в каждой из них волоковое оконце. На втором этаже, предназначенном на случай боевых действий, стены не утеплены. На этаж ведет наружная приставная лестница. В стенах имеются отверстия для ружейной стрельбы. На всех бойницах скос, дающий более широкий угол обзора. Башня Братского острога - редкий памятник деревянной крепостной архитектуры XVII в. - является образцом деревянного зодчества, дающим представление о характере жилища первых русских поселенцев - курных изб, топившихся по-черному. Ближе к водохранилищу, в створе однорядной улицы, с отступлением от красной линии, стоит церковь, ориентированная западным фасадом на улицу. Перевезена из д. Нижнее Карелина Киренского района. Проект реставрации выполнен архитектором СМ. Колесниковым. Деревянное здание было построено в 1873 г. как молитвенный дом, приписанный к Киренскому Спасскому собору. В 1875 г. его освятили во имя Михаила Архангела, почитаемого на Руси святого. В русской православной традиции помимо миссии воинственного заступника, он выступает в роли учителя, ангела милосердия, просителя за людей, культурного героя, обучающего людей скотоводству, хлебопашеству и ремеслам. Считается покровителем воинства, ратной славы, царей, князей.

Михайло-Архангельская церковь. Перевезена из д. Нижнее Карелина Киренского района.
Михайло-Архангельская церковь. Перевезена из д. Нижнее Карелина Киренского района.

В 1826 г. был издан правительственный указ «О правилах на будущее время для строения церквей». Правила требовали, «чтобы строения в точной сообразности с утвержденным планом и фасадом производились под надзором архитектора или других, знающих сие искусство людей, чтобы для бедных селений, где существование церквей особенно нужно, дабы тем надежнее предотвратить православных от совращения в раскол». Строить церкви должны были по лучшим образцам архитектуры. Для бедных селений разрешалось строить деревянные храмы. На р. Лене в обследованном нами Киренском районе все церкви одинаковые. Общие размеры постройки в плане 83 х 18,4 м. Стены рублены в «лапу» из сосновых бревен. Имеют строгую осевую композицию, трехчастное деление: входную часть, храм, апсиду и выносную столбчатую колокольню с шатровым завершением и открытой лестницей. Декор памятника скромный, представлен наличниками окон, профильными поясками карниза и фронтонов. Четырехскатную кровлю венчает восьмиугольный барабан с одной возвышающейся главкой. Иконостас состоит из икон и имеет три двери. Иконы закреплены в стене алтарной преграды - местный ряд и «деесус». Святые изображены в позе предстояния. Иконы написаны художником В. Войтишко, резьба по дереву выполнена Ю. Бобурковым. Восстановлены алтарь, клирос, что позволяет проводить в церкви экскурсии. Размещенные на звоннице колокола звонят по церковным праздникам.

Иконостас Михаило-Архангельской церкви.
Иконостас Михаило-Архангельской церкви.

На краю деревни, при выходе из эвенкийской зоны, стоит хлебный амбар - мангазея, главным фасадом ориентированный на юго-восток, в сторону жилых изб. Перевезен из д. Тушамы Усть-Илимского района. Проект реставрации выполнен архитектором Б.П. Чуласовым. Предназначался для хранения общественного семенного запаса зерна. В деревне могло не быть мельницы, кузницы, церкви, но хлебные амбары были в каждой деревне и ставили их, как правило, на краю - на случай пожара. Во время экспедиций мы видели множество разнообразных хлебных амбаров хорошей сохранности, они стояли и в центре деревни, как, например, в д. Подъеланке, или же за деревней, до последнего времени такой амбар стоит в д. Анчериково. Нельзя не отметить отличное качество древесины, оно не идет ни в какое сравнение с амбарами, построенными в более позднее время. Выполнен амбар в русле традиций народного зодчества. В основе лежит простая двухэтажная клеть. Общие размеры в плане 6 х 7,3 м. Рублен в «обло» с остатком из сосновых бревен диаметром до 35 см. На выпусках маховых бревен укреплен настил открытой галереи первого яруса. Два резных столбика по углам поддерживают настил галереи второго яруса. Два таких же резных столбика держат нависающий рундук - свес. Кровля амбара двускатная. Роль коневой слеги выполняет мощный охлупень. Наружная приставная лестница, ведущая на галерею, расположена слева от входа, перпендикулярна боковой стене. Межэтажное перекрытие сделано из плах. Массивный дверной портал имеет одностворчатые двери из досок и вторые - решетчатые, сделанные из брусков. Настил галереи первого яруса имеет ограждение - перила с боковых сторон, с лицевой стороны - балка, врубленная в резные столбики. Внутри амбара встроены сусеки для зерна.

Вид Ангарской деревни.
Вид Ангарской деревни.

На противоположной стороне улицы ближе к водохранилищу стоит торговый амбар, перевезенный из д. Климино Нижне-Илимского района. Главные торцовые фасады ориентированы на северо-восток и юго-запад. Торговые амбары так же, как и хлебные, ставили поодаль от остальных построек, чтобы они были внизу, а торговые еще и поближе к реке. Принадлежали такие амбары купцам, в них хранились привезенные товары: соль, сахар, спички, ситец, самовары... Летом по Ангаре на лодках-шитиках приезжали жители окрестных деревень, раскупали все то, что в деревне не производилось. Исследователи Приангарья отмечают наличие купеческих усадеб через одну-две деревни.

Проект реставрации выполнен архитектором СМ. Колесниковым. Общие размеры постройки в плане 8,9 х 12,7 м. Рублена в «обло» с остатком из бревен диаметром до 25 см. Четыре окладных венца продольных стен с обеих сторон выступают по торцам на 1,4 м, образуя галереи во всю ширину амбара, ограждены вертикальными брусками, квадратными в сечении. Двускатная кровля с массивным охлупнем соединена с князевой слегой четырьмя «сороками». Торцы кровли и бревенчатых стен прикрыты гладкими дощатыми причелинами. Дверные проемы с обеих сторон широкие - 1,2 м. Двустворчатые двери из толстых досок на кованых петлях. С обеих сторон небольшие, в три ступеньки, лестницы. В интерьере нет потолочного перекрытия и перегородок. Стены - круглые бревна.

Есть в музее и кузница, перевезенная из д. Христофорово Жигаловского района. Стоит она с отступом от улицы, главным фасадом ориентирована на запад, в сторону входа в музей. Была построена в конце XIX в. Местные жители рассказывали, что пользовались ею до начала 1950-х гг. Простота объемно-планировочного решения продиктована спецификой кузнечного ремесла. Проект реставрации выполнен архитектором СМ. Колесниковым. Общие размеры постройки в плане 5,9 х 5,8 м. Рублена из массивных бревен диаметром 30 см, венцы стен рублены в «лапу», три верхних, обгонных венца - в «обло» с остатком. Кровля двускатная пологая с настилом из желобленного леса, охлупень отсутствует. Конструкция крыши - самцовый лоб, рубленный в «реж», с двумя дополнительными слегами над потолочным перекрытием. Двустворчатые дощатые двери открываются наружу. Два окна разных размеров. Кроме окон в кузнице устроены щелевидные продухи. Потолочное перекрытие выполнено из горбыля, опирается на торцовые стены и матицу. На земляном полу напротив двери устроен открытый очаг из четырехугольного сруба, заполненного песком, стены у очага обмазаны глиной. Восстановлены подлинные меха, наковальня. Вдоль южной стены сделана широкая полка, на которой размещены кованые экспонаты: косы, грабли, вилы, кочерга, ухват, обручи, «козы», мотыги и др. Несложные рациональные конструкции со временем усовершенствовали характер кузницы, что позволило отнести ее к категории памятников деревянного зодчества.

На берегу водохранилища к югу от жилых построек разместился береговой комплекс, как и улица, повторяющий контуры берега. Три баньки по-черному, самоловня, мельница образуют первую, самую непринужденную линию застройки музея. Проект реставрации - СМ. Колесникова.

Самоловня воссоздана из нового леса по аналогичным чертежам постройки А.П. Кулакова из д. Чадобец Кежемского района. Традиционное сооружение служило для сушки снастей, чаще всего используемых для ловли красной рыбы. Ставили самоловни и в усадьбах, но чаще всего - на берегу, в один ряд с банями. Общие размеры в плане 3,8 х 4,8 м, рублена из сосновых бревен в «обло» с остатком. Двускатная кровля из дранья с креплением к слегам коваными гвоздями. Охлупень отсутствует. Слеги выступают вперед на 1,3 м, образуя навес над входом. В стенах устроены вешала для сушки самоловных снастей.

Бани по-черному, то есть курные: печки-каменки -груда закопченных камней, выложенных с топочным отверстием. При топке огонь струится между камней, раскаляя их, дым стелется под потолком, выходит через приоткрытую дверь, волоковые оконца. На горячие камни льют воду для образования пара, их бросают в котел, ушат с водой, чтобы ее нагреть. Воздух после протопки сухой, тепло держится долго. Черная баня лучше всех сохранилась в своем первозданном качестве: дым растворяется в бане, оседая на стены и потолок. Сажа в какой-то мере сохраняет древесину от влаги. В такой бане мыться надо осторожно, чтобы не испачкаться.

Первая баня с пологой односкатной кровлей на стропилах типа «козлы» сделана из нового леса по чертежам аналогичной постройки в д. Селенгено Кежемского района. Рублена из бревен диаметром 20 см в «обло» с остатком. Общие размеры в плане 3,6 х 4 м. Предбанник отсутсвует. Интерьер - две широкие лавки, полок; из вещей -ушаты для воды, котлы, щипцы. Справа от входа в углу на - деревянной опалубке выложена печка-каменка. На северной, продольной стороне оконце, врубленное в полтора бревна и закрытое задвижкой.

Вторая баня также выполнена из нового леса по чертежам бани из д. Нижняя Шаманка Усть-Илимского района. При строительстве бань сохранились приемы, применяемые при возведении жилых изб. Рублена в «обло». Размеры в плане 5,5 х 4 м. Пятистенный сруб с квадратной баней и узким холодным предбанником. Самцовая двускатная пологая кровля на «потоках» и «курицах». Резной охлупень крепит тесовое покрытие. Вход с южной стороны: высокое крыльцо с четырьмя ступенями, рублено в «реж». Площадка крыльца - три стесанных бревна. Пол и потолок из плах, справа от входа расположена печка-каменка. В верху поперечных стен прорублены волоковые окна. Одно дымовое отверстие в предбаннике.

Третья баня ограничивает юго-восточную границу берегового комплекса. Рублена из бревен диаметром 25 см, общие размеры в плане 4 х 3,5 м, воссоздана из нового леса по чертежам аналогичной постройки в д. Чадобец Кежемского района. Самцовая двускатная кровля по «потокам» и «курицам», выступает вперед над лицевым фасадом. На значительном выносе двух верхних бревен поперечных стен устроен самцовый лоб. Вход с торца, из-под козырька, образовавшегося нависанием кровли. Крыльцо из двух ступенек. Справа от входа печь-каменка, по обе стороны от нее широкие лавки. Полок напротив входа. В продольных стенах прорублены дымоволоковые окна.

Завершает береговой комплекс с западной стороны водяная колесная мельница, находящаяся в стадии реставрации. Перевезена из д. Христофорово Жигаловского района. Была построена в конце XIX в., стояла на ручье. В приангарских деревнях на ручьях иногда строили целый каскад водяных мельниц, например, закурдаевские мельницы в зоне затопления Усть-Илимской ГЭС. Рублена из сосновых бревен диаметром 20 см, в нижних видах в «охряпку», в верхних -в «обло» с остатком. Общие размеры в плане 4,8 х 4,3 м. Нижняя часть сруба выступает с северной стороны на 1,1 м, здесь находится место для входа лотка с водой на рабочее колесо. Верхняя, более узкая часть сруба разделена на два яруса: внизу находится помольное помещение, вверху - помещение для мельника. В помольном помещении установлен небольшой сруб из трех венцов, окантованных бревен и жернов. Над жерновом укреплен короб, в который сверху засыпается зерно. Пологая самцовая кровля покрыта тесом, прижатым охлупнем к князевой слеге.

«Ангарская деревня» - любимое место отдыха брат-чан и гостей города. Здесь проводится много праздников, выпускные вечера школьников, встречи различных делегаций, организован и семейный отдых горожан.

Фото М. С. Бонко

в начало

Возврат к списку