Братский городской объединённый музей истории освоения Ангары

Выставки

Выставка «Загадочный образ братчанки». 02.03.2016 - 12.04.2016 г.

04.03.2016

Ссылки по теме:
Мода в СССР —явление неоднозначное и непоследовательное. Долгое время страна находилась в информационной изоляции, и заимствования были больше исключением из правил, нежели закономерностью.

Стиль советской женщины во многом диктовали ГОСТы. Но одежда, которая продавалась в магазинах, не отличалась разнообразием форм и цветов и подчас просто уродовала фигуру. Конечно, дамы с более тонким эстетическим вкусом всегда находили выход из этой ситуации — то-то шил на заказ, а кто-то покупал импортные вещи у фарцовщиков. Но практически у каждой советской женщины в гардеробе были вещи фабричного производства.

Советские конструкторы одежды порой создавали настолько некрасивые вещи, что остается задуматься, как такое можно было представить на женщине.

Журналы мод и женские журналы, особенно те, в которых были советы по уходу за собой и выкройки одежды, имели огромную популярность. Большинство женщин в стране умело рукодельничать – шить, вязать, вышивать. Каждая женщина старалась приобрести швейную машинку, обязательный атрибут советского быта. То, что невозможно было купить, делали своими руками. Починить, перешить, перелицевать - все это характерные бытовые термины советской эпохи.

Мода каждого периода имеет свои особенности. Сегодня девушка свободна в выборе стиля и может выбирать то, чего ей захочется именно в данный момент.

Зал № 1.


Стиль 50-х.


Женщины этого поколения выглядят словно цветы. Дизайнеры ввели в моду корсажи, корсеты и кринолины, от которых уже отказались бабушки на то время. Стал популярен силуэт «песочные часы». Деталей в одежде стало еще больше. Внешность для женщины вышла на первый план. Одежда стала облегать фигуру. Все дополнялось сумкой, шляпкой и перчатками в общий тон. Туфли и другая обувь приобретала все большую изящность. Шпилька стала атрибутом модниц.

Именно в 50-х зародилась советская мода в экспортном варианте. Советские выставки достижений тогда вызывали за рубежом всеобщий восторг. Но иностранцы не догадывались, что демонстрируемая одежда разрабатывается исключительно для заграничных подиумов. Мода же для рядовых строителей «светлого будущего» выглядела куда более уныло.

В то время у тех, кто занимался массовой одеждой, не было цели создать красивую вещь. Важны были совершенно иные показатели - а именно, выполнение плана и обеспечение населения товарами. Неважно, что брюки на момент выпуска оказывались откровенно немодными или сшитыми не так, как задумывал изначально автор модели. К тому же советские вещи создавались не для того, чтобы, как на Западе, поносить их пару сезонов, и потом выбросить, а в расчёте на долговременное пользование. Отсюда все эти жёсткие туфли, крепкие швы, сверхпрочный материал. Вещи перешивались не раз, у них была задача служить, а не украшать.

Несмотря на закрытость советского государства, в июне 1959 года в Москве состоялся первый показ дома моды Кристиана Диора. Это была первая возможность ознакомиться с зарубежной модой, изысканной и манящей.

Зал № 2.


Стиль 60-х.

60-е гг. - это мини-юбки, яркие расцветки, платки, космические мотивы, крупные аксессуары. Сегодня эти тенденции также встречаются на модных подиумах. Короткие юбки дополняют солнцезащитные очки, черные стрелки, массивные аксессуары. В моде синтетика. Такие вещи практичны в использовании, хорошо сидят и не дорого стоят.

Именно в это время увидела свет одежда из нового синтетического материала — кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Но у этого материала был существенный недостаток — электростатичность Платье из кримплена могло трещать, искрить и липнуть к телу.

Со временем под кримплен с тиснением начинали выпускать толстые шерстяные ткани для пальто.

Популярны очень яркие оттенки — оранжевый, коралловый, салатовый, лимонный. Платья этого стиля зачастую имеют крупные аппликации в виде губ, женских профилей, сердец, абстрактной геометрии. Черно-белые узоры и рисунки, имитирующие шкуру животных, - также отличительная черта стиля 60-х гг.

Деловой костюм советской женщины образца 1960-х гг. представлял просто ужасающее зрелище и был осмеян в кинофильме «Служебный роман». Именно такие костюмы носили тысячи несчастных советских женщин.

В СССР отношения женщин с брюками не складывались до 1970-х гг. А вот бесформенные рейтузы с начесом, как ни странно, не считались чем-то неженственным и носились постоянно в холода.

В то же время в советских модных журналах, на показах одежды и в каталогах был представлен абсолютно другой образ советской женщины - прогрессивной, с хорошим вкусом, без материальных проблем. На самом деле, чтобы выглядеть красиво, советским женщинам приходилось ломать голову. Одежда перешивалась или шилась по выкройкам из доступных журналов. Если удавалось купить приличную пару обуви, нужно было ее особенно беречь — второй такой могло бы и не предвидеться в ближайшее время. Прическа и макияж подсматривались у киногероинь. И все потому, что даже в самую застойную эпоху женщина стремится выглядеть красиво.

Стиль 80-х.

Советская мода 1970-1980-х годов все время «догоняла» западную. Несмотря на желание одеваться модно и красиво, которое и тогда отличало наших потребителей. Не хватало ни информации о последних тенденциях, ни модных товаров.

Пределом мечтаний советской женщины являлся журнал Burda (особенно потому, что издавался с выкройками, позволявшими скопировать модные фасоны).

По-прежнему выручали вынужденные изворотливость и изобретательность советских людей: многие сами шили и вязали, копируя фасоны из модных журналов. Шили в ателье, у частных портних, которые в отличие от закройщиков в ателье брались сшить любые модели.

В СССР в массовое производство запустили серию клетчатой верхней одежды, которая представляла собой что-то среднее между пальто и шубой мехом внутрь. Этот чудовищный гибрид, создающий абсолютно бесполый силуэт, носили дети, подростки и женщины. Строителям коммунизма важна была практичность, а не красота.

Модели этого времени имеют большие плечи. Модельеры использовали для этого подплечники самой различной формы. Платья и блузы кроились по модели, которая получила название «летучая мышь». В нижней части одежда была зауженной или имела прямой силуэт.

Чтобы подчеркнуть тонкую талию, модницы использовали широкие ремни. Популярная длина юбка — немного ниже уровня колен. В моду вошел пиджак. Джинсовые брюки должны были быть очень узкими, иногда в них сложно было даже присесть. На ногах носили яркие кроссовки, а на голове — громоздкий начес.

Появлялось все больше кумиров, как советских, так и зарубежных. Главным идолом СССР была, конечно же, Алла Борисовна Пугачева – ее прическа стала самой копируемой в то время. Из-за границы к нам пришли такие имена, как Майкл Джексон и Мадонна, – их стилю тоже пытались подражать. Каждая уважающая себя модница просто обязана была иметь номер журнала «Бурда» с затертыми до дыр выкройками.

В 80-х годах в советской моде отчётливо зазвучала космическая, футуристическая тема. Девушки выглядели, как настоящие астронавты в дутых, простёганных, фосфоресцирующих куртках, в сапогах-луноходах.

Постепенно в моду вошла асимметрия – дамские платья и ветровки декорировались разноцветными треугольными вставками, застёжка оформлялась сбоку. В середине 1980-х был очень популярен цельнокроеный рукав под названием «летучая мышь».

Примерно с середины 1980-х в моде – так называемая варёнка. Если в предыдущее десятилетие актуальны были протёртые состаренные джинсы, то теперь без «химии» стало просто не обойтись. Те, кто не могли достать фирменную варёнку, делали её дома – варили с отбеливателем, закладывали в стиральную машину вместе с камнями и содой. Варёнки носили все поголовно, как девушки, так и юноши. В конце 1980-х, когда модельеры всего мира, устав от спортивно-геометрического шика, провозгласили свободу выбора, женщины могли отдать предпочтение мини, макси, миди – лишь бы подчеркивало их индивидуальность. Мода на мини-юбки вызвала к жизни интерес к ажурным колготам, щедро декорированным люрексом. Узоров было несколько – от банальной сеточки до «змеек». Очень стильно смотрелись чёрные колготы, как будто порванные и грубо заштопанные.

Стиль 90-х.

Начало 90-х ознаменовалось развалом Советского Союза. С открытием границ в страну хлынул поток западных новинок, и мода окончательно перестала быть чем-то запретным.

90-е привнесли в моду безумство - джинсовые куртки, неряшливая одежда, ботинки на огромной подошве. В это время девушка могла выбирать для себя абсолютно любой стиль. Она носила элегантную сдержанную одежду или же наоборот:
- свободную и спортивную;
- футболки с изображением Микки Мауса, джинсы, растянутые свитера многослойные юбки, лосины, кроссовки, удобная обувь на низком каблуке или высокой платформе. Прическа должна была быть с начесом или завивкой. Яркий макияж, яркие аксессуары.

Современные поколения лишены многих «радостей жизни» - советского человека — например, безграничного счастья от приобретения новой пары туфель или платья, но зато  сегодня девушка свободна в выборе стиля и может выбирать то, чего ей захочется именно в данный момент.

Ссылки по теме:


Возврат к списку