|
О Музее в СМИ и ИнтернетБратск. Часть 2: Ангарская деревня17.10.2014![]() "Братск - это не только
показанные в
прошлой части
вокзалы, ГЭС и позднесоветская архитектура: есть здесь и вполне
традиционная достопримечательность, архитектурно-этнографический музей
"Ангарская деревня". Как и иркутские Тальцы, он был основан для
спасения деревянных построек из зоны затопления строящихся ГЭС, и над
проектом "деревни" работал сам Ополовников. По сравнению с куда более
распиаренными Тальцами "деревня" совсем небольшая, но от того куда
более цельная и убедительная, да и расположена гораздо эффектнее.
"Ангарская деревня"
стоит
одновременно и в городе, и за городом - как уже говорилось опять же в
прошлой части, Братск фактически является агломерацией из трёх-четырёх
городов, и "деревня" расположена на полпути из Центра в Падун. Точнее,
на полпути - лишь отворот к ней у кафе "Фараон", а дальше нужно пройти
ещё 2-3 километра по лесной дороге - так и не скажешь, что мы в
геометрическом центре довольно крупного города:
2. ![]() Музейную территорию отмечает вот такой стенд: 3. ![]() Чуть дальше -
мемориальная доска человеку с весьма интересным именем и
не менее интересной биографией.
"Ангарскую деревню" он сам считал главным делом своей жизни,
организовал десятки экспедиций по ожидающим затопления деревням, и
наконец добился своего - постановление правительства о создании музея
он получил за месяц до смерти, а активная фаза работ началась уже без
него. Помимо деревянных построек, он пытался спасти и попадающие в зону
затопления писаницы, то есть наскальные рисунки, в "деревне" хранится
даже один камень с изображением оленя, но я его не нашёл.
4. ![]() Чуть дальше, у развилки
двух дорог -
будка с замысловатой резьбой, занятая кассой. Две дороги - это на самом
деле кольцевой маршрут по музею. По идее, осматривать его надо по
часовой стрелке (по крайней мере так развешаны таблички), но я, по
привычке, пошёл направо:
5. ![]() Тем более что слева меня
озадачила
вот эта грозная табличка... на самом деле речь всего-лишь о
мини-зоопарке чуть дальше по тропе:
6. ![]() На самом деле музей
организован очень
красиво - половина его в тайге, половина над приречным яром, и это
соответственно "Эвенкийский" и "Русский" сектора. Если идти по часовой
стрелке, пройдёшь историю этих мест в хронологическом порядке - эвенки,
остроги, старожилы, 20 век, я же двинулся против часовой стрелки, то
есть вглубь веков:
7. ![]() Общий вид Русского
сектора,
спускающегося к реке. На вершине - цепочка из четырёх крестьянских
усадеб с хозпостройками. Вниз спускаются огороды, среди которых -
кузница и амбар. Вдалеке Михаило-Архангельская церковь и самый ценный
памятник музея - башня Братского острога (1651), старейшее здание
Сибири... впрочем, об острожных башнях Средней Ангары у меня уже был отдельный
пост, повторяться не буду, так что это единственный в данном
посте кадр с башней.
8. ![]() Деревня поставлена
безумно красиво -
внизу бескрайнее пространство Братского моря, одного из крупнейших
водохранилищ Земли, под водами которого покоятся сотни таких деревень.
9. ![]() Мне хотелось спуститься
к воде и полюбоваться деревней оттуда - но я так и не нашёл троп, всё в
глубоком снегу:
10. ![]() И думаю, Вы уже
заметили, какое
странное здесь освещение. Небо над Братском в эти часы выглядело вот
так, и я ещё не знал, ЧТО предвещает это гало:
11. ![]() Собственно "деревню"
слагают 4
крестьянских усадьбы. "Усадьба №4" - самая большая и богатая, включает
аж три двора (чистый, хозяйственный и скотный) её изба (1891) вывезена
из деревни Петропавлока Киренского района, а хозпостройки - в основном
из деревни Анчириково под Братском:
12. ![]() В одной из пристроек -
сети, сани,
лодка-долблёнка. Не сразу доходит, что большую часть года по рекам тут
ездили как раз на санях:
13. ![]() В избе - интерьеры
сельского дома середины ХХ века. Декорации к прозе Распутина и Шукшина:
14. ![]() Чуть позже мне довелось
побывать в избах двух уже не музейных деревень - там всё действительно
выглядит примерно так:
15. ![]() 15а. ![]() Даже интересно, когда в
скансенах
начнут появляться экспонаты "зажиточная изба конца ХХ - начала ХХ!
века", где компьютер с кинескопным дисплеем стоит рядышком с русской
печью?
А вот брёвна этой избы или какой-то из её хозяйственных пристроек - на
ощупь твёрже кирпича:16. ![]() Усадьба №3 с избой из
села
Старо-Балтурино Чунского района - пожалуй, даже ещё интереснее.
Во-первых, избе чуть менее двухсот лет. Во-вторых, на табличке её
охарактеризовали как "трёхдворная усадьба-связь для нераздельной
крестьянской артели-семьи". Как рассказывали мне в поездах старожилы, в
дореволюционной Сибири не редкостью были крестьянские семьи по
несколько десятков человек, то есть одна семья вполне могла
представлять собой артель.
17. ![]() Вообще, по сравнению с
среднерусскими
и даже северными, усадьбы сибирских крестьян поражают своей
капитальностью, основательностью, добротностью. В их облике хорошо
читается суть сибирского старожила: если ты силён - Сибирь даст тебе
всё, а если слаб - уничтожит.
18. ![]() Почти средневековые
интерьеры - и тем не менее, имеется кровать, что в избах Европейской
России 19 века порядочная редкость:
19. ![]() Но больше всего меня
впечатлили здесь
росписи по дереву - явно какая-то местная школа, но ничего конкретного
смотрители мне объяснить не смогли, а у научных сотрудников я спросить
забыл:
20. ![]() Ещё одна, почти такая же
с фасада
усадьба №2 с избой середины 19 века, привезённой вообще из
Красноярского края - видимо, из зоны затопления Богучанской ГЭС:
21. ![]() Ещё росписи: 22. ![]() Ещё более средневековый
интерьер.
Полы здесь клались не из досок, а из полубрёвен, и обязательно где-то в
метре выше уровня земли. Фасад также бревенчатый до самого конька. На
Урале по такой технологии построены сохранившиеся избы допетровских
времён, да и в Европейской России, подозреваю, такая конструкция в те
времена преобладала.
23. ![]() 24. ![]() Наконец, усадьба №1, в
основе которой изба-одноколок 1909 года постройки с территории
современного Братска:
25. ![]() Одноколок - то же самое,
что
четырёхстенок, то есть изба с единственным внутренним помещением.
Примитивнее только курные избы, которые даже в музеях теперь огромная
редкость.
26. ![]() Всякий инвентарь под
навесом. Больше
всего меня озадачили штуковины на переднем плане - вероятно, механизмы
мельницы. И газовый баллон - хотя это и не экспонат, но смотрится тут
крайне органично:
27. ![]() Напротив изб - торговый
амбар
неопределённого возраста. Вообще, недостаток "Ангарской деревни" -
отсутствие какой-либо схемы музея с информацией об объектах. Видно, что
это скорее хранилище старины, чем туристическая достопримечательность.
28. ![]() На крутояре -
Михаило-Архангельская
церковь (1873-75) из села Нижне-Карелино Киренского района. Это уже не
Ангара, а Лена - собственно, и город Киренск, основанный в 1630 году,
по сей день стоит на острове в этой великой реке.
29. ![]() В церковь можно зайти -
иконостас явно новодельный, а вот иконы вполне аутентичные. Всё
предельно просто и сурово:
30. ![]() Оставив по правую руку
башню
Братского острога (ещё раз для невнимательных - есть отдельный пост!),
заворачиваем к опушке, где стоит "мангазея" - общественный хлебный
амбар. Затопленные Ангарским каскадом земли не зря называли Илимской
пашней и не случайно именно с этими местами "сибирская деревня"
ассоциируется в первую очередь.
31. ![]() Бросим последний взгляд
на заснеженные крыши и заборы, и пойдём в тайгу:
32. ![]() Где живут прежние
хозяева этих мест - эвенки. Так как я шёл против часовой стрелки,
эвенкийский сектор встретил меня могилами:
33. ![]() Подобные могилы в Сибири
явление
весьма распространённое - людей хоронили в срубах, под валежником или
даже в специальных коробах на стволах деревьев. Ведь туземцы до прихода
русских не знали железа, не имели лопат, а стало быть не могли выкопать
достаточно глубокой могилы в вечной мерзлоте. К тому же, туземцы были
двоеверами, и по христианскому обряду хоронили только тех, кого в их
представлении не уволокли злые духи, а защитил русский Бог.
34. ![]() А это уже не могила, а
лабаз - амбар
на ножке для защиты от зверей. Зодчество таёжной Сибири почти одинаково
от Урала до Тихого океана, и почти то же самое я видел в
ханты-мансийском скансене "Торум Маа". Но ханты и манси жили в гораздо
более благоприятном климате, раньше вступили в контакт с русскими и
начали перенимать блага цивилизации - у эвенков всё куда первобытнее.
35. ![]() Эвенки, или тунгусы -
главный из
народов таёжной Сибири (не считая якутов, которые очень сильно
отличаются от других сибирских этносов). Их всего около 40 тысяч
человек (впрочем, в Сибири есть народы, не насчитывающие и тысячи), но
живут эвенки от Енисея до Охотского моря, не считая "конных эвенков" в
степях китайской Маньчжурии. О том, какую роль они здесь играли, много
говорит единственный факт: вошедшее во многие языки мира слово "шаман"
- эвенкийское, в переводе значит "беснующийся".
Вот, кстати, и шаманский чум сразу за кладбищем:36. ![]() Если у хантов и манси
были "священные
амбары", своего рода прототипы храмов, то у эвенков не было даже этого.
Но именно эвенкийские шаманы считались самыми сильными, и к ним за
помощью обращались даже представители других народов. Вторыми по силе
считались якутские шаманы, и вплоть до прихода русских эвенки и якуты
соперничали за главенство в Сибири. У входа в чум - задумчивые идолы:
37. ![]() В самом чуме - деревянные птицы. Такие же обильно расставлены вокруг: 38. ![]() Дальше, к стойбищу,
вьётся узкая охотничья тропа. Навес для костра и ночлега (сооружался с
наветренной стороны):
39. ![]() И деревянный то ли капкан, то ли самострел: 40. ![]() Но самым ярким
впечатлением от
Эвенкийского сектора для меня стала целая подборка различных знаков.
Ведь эвенки не имели письменности, и поэтому в тайге веками
существовала система сигналов. От довольно сложных (ниже табличка
"Рисунок сообщает, что женщина-охотник выехала в тайгу на двух оленях с
одной собакой, вернётся скоро"):
41а. ![]() До чрезвычайно простых.
Например,
слева - стрелка, указующая, что здесь был охотник и ушёл в ту сторону,
а справа - вот такая горизонтальная палка указывала, что где-то рядом
зарыто мясо убитого зверя:
41. ![]() Палка слева указует -
неподалёку в
той стороне стойбище. А вот справа штука серьёзная - она обозначает,
что в этом районе расставлены самострелы:
42. ![]() Завершает (или, если
идти правильно - открывает) скансен зимнее эвенкийское стойбище:
43. ![]() Особенно вппечатляет
четверногий лабаз:
44. ![]() И крытый берестой чум: 45. ![]() Если у западно-сибирских
народов
зимние жилища были даже неким подобием изб, у народов Восточной
Сибири стационарное жилище известно как "балаган", и
выглядело
примерно так:
46. ![]() Он же изнутри - гораздо
теснее, а
стало быть теплее чума. Название этим жилищам дали русские, и его
современный аналог был бы "ларёк".
47. ![]() В принципе, эвенкийские
постройки
есть и в Тальцах - но здесь, у ворот Сибирского Севера, вдали от
Транссиба и старого тракта с его купеческими республиками, всё это
смотрится как-то нагляднее.
Из музея я выбирался
вместе с
сотрудниками: закончился рабочий день, приехала "Газелька". Однако
напоследок скажу: в отличие от Прибайкалья и Забайкалья, куда я
отправился дальше, Приангарье я прочувствовать не успел, и скорее
всего, вернувшись в эти места, увижу их совсем по-другому. Пока что в
Сибири мне интереснее земли вдоль старого тракта.
Но прежде, чем начинать
рассказ об
Иркутске, я расскажу об одной на первый взгляд неожиданной грани
сибирской истории - ссыльных католиках и иудеях и их наследии."
Автор статьи: Илья Буяновский Стилистика, орфография и фотографии сохранены без изменений. Отдель фотографии можно посмотреть в альбоме статьи. Ссылка на статью: http://varandej.livejournal.com/433724.html |