О Музее в СМИ и Интернет

“Грант РУСАЛа дал возможность сделать научные открытия”. Газета “Знамя” от 25.04.2014 г.

25.04.2014

Объявленный в прошлом году очередной этап конкурса "Территория РУСАЛа" выявил немало интересных проектов-победителей. Одним из них был проект заведующего научно-экспозиционным отделом архитектурно-этнографического филиала "Ангарская деревня" Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары Максима Глушенко.

Тяга к науке у 26-летнего ученого появилась со студенческих лет, с любительской археологии Андрея Валентиновича Лукомского, который научил, какие камни нельзя выкидывать, что это - история, относящаяся к каменному веку. Он принимал участие в конкурсах и выигрывал гранты РУСАЛа. Некоторые идеи были подарены им Максиму, а тот их "немножко обновил".



Во время научной экспедиции, Братское водохранилище. Фото из архива Максима Глушенко.

Максим с увлечением работал в лаборатории Лукомского, занимался археологией, получил большой опыт в организации и проведении археологических лагерей.

В 2005 году закончил БрГУ и сразу поступил в аспирантуру - в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН в Новосибирске. На третьем году сдал все экзамены, написал диссертацию и оказался свободен до ее защиты в конце текущего года. В планах было стать профессиональным археологом, вернуться в Братск и здесь развивать археологическую науку.



Заведующий научно-экспозиционным отделом АЭФ «Ангарская деревня» Максим Глушенко. Фото из архива Максима Глушенко.

- При поступлении в аспирантуру у меня была тема диссертации - палеолит Братского геоархеологического района. Здесь было найдено очень много памятников времен каменного века, накопленные коллекции хранятся в местных музеях. При их обработке я сделал много интересных выводов, в декабре, наконец-то, должен защищаться по этой теме. Когда я договаривался в аспирантуре, что вернусь в Братск, устроюсь в музей, поучаствую в экспедициях, уже знал, что РУСАЛ поддерживает социальные проекты. Это было очень кстати. Было принято решение выступить в номинации "Малая родина". Подготовил проект - "Курс молодого археолога". Мотив был таким: буду обучать детей археологической науке, тому, чему сам смог научиться за эти годы.

Максима поддержал коллега и соратник - Макар Панюхин, который учился археологии у Лукомского. Он сейчас работает в музее Железногорска-Илимского. Они по приглашению вместе ездили на Богучаны, где требовались не просто рабочие руки, а специалисты, способные обрабатывать информацию. Огромный практический опыт, полученный здесь, помог ученым обрести уверенность в знаниях, убедиться в правильности своего выбора. Там они разделили для себя направления деятельности в археологии: Максим занимается археологией древнекаменного века, Макар - периодом от неолита до раннего железного века.

Если бы не грант - ничего бы не было.

"Курс молодого археолога" заключался в обучении школьников азам археологической науки, начиная от полевых исследований до кабинетной работы - написания статей, докладов и защиты их на конференциях. Дети прошли все этапы научной деятельности. На деньги гранта РУСАЛа была реализована первая часть проекта - экспедиции в Братском районе, в районах Братского и Усть-Илимского водохранилищ. Найдены новые памятники, начиная с каменного века. По завершении экспедиций Максим Александрович занимался с детьми камеральными обработками, а для тех, кто не успел поработать в полевых условиях, он проводил лекции.

Нужен капитал...

...для того чтобы и экспедицию провести, и накопить материальную базу - лопаты, кастрюльки, котелки, плавсредства, жилеты, палатки, спальники. "Все в небольшом количестве у нас было, - рассказал Максим Глушенко, - но этого недостаточно. А благодаря РУСАЛу мы получили большой импульс, смогли, наконец, осуществить задуманное".

- У нас теперь есть материальная база, - делится победитель конкурса "Территория РУСАЛа", - которая будет только прирастать. Помимо оборудования для экспедиции, канцелярии теперь имеется микроскоп. Вот он как раз нужен для того, чтобы определять возраст древесины при помощи дендрохронологического анализа. Это очень интересное направление, в котором мы планируем сотрудничество с БрГУ.

В процессе реализации проекта краеведы обучили детей сбору информации, полевым, камеральным исследованиям, в результате чего они создали свой собственный научный продукт: написали статьи. В итоге трое ребят прошли отборочный тур на областную конференцию "Байкальское кольцо - 2013" в Иркутске, посвященную краеведению, археологии, истории. Примерно через полгода их статьи будут изданы. Дети, можно сказать, стали полноценными учеными.

- Но, конечно, это только начало. Нельзя сказать, что все это только ради того, чтобы эти дети занимались в будущем наукой археологией. Я много спрашивал у других руководителей, привозивших ребят на конференции: чему они могут здесь научиться? Оказалось, едва ли не главному: они прекрасно могут исследовать любую тему, неважно, в какой сфере науки. Прекрасно защищают курсовые темы, дипломы, их хвалят все преподаватели, потому что они подготовлены. Для них написать какое-то исследование и прекрасно защитить его устно не составляет никакого труда. Это как минимум, - резюмирует молодой ученый.

Кем надо быть, чтобы быть археологом?

А также археология - это целая жизнь для детей. Она требует знания нескольких дисциплин - во-первых, туризм. Самое интересное, что нравилось со студенческих лет - надо проходить маршрут, но не просто как туристам, открывателям территорий. А еще надо выживать и умудряться заниматься наукой. Вот это всегда больше привлекало Максима Глушенко. А чтобы заниматься археологией, надо не только ее саму понимать, а еще разбираться в геологии, чтобы определять, где стоит копать. Еще - геодезия рука об руку, потому что надо делать археологические карты и зарисовывать раскопы, уровни, рельеф.

Задействовано очень много дисциплин: нашли, к примеру, кости древних ископаемых животных - это уже не археология, палеонтология начинается. Окаменелости встретились - тоже надо понимать. Исследователям попались на ручье Мельничная Падь, недалеко от Дубынинского порога, три русские водяные мельницы, их останки. Пока они есть, надо их зафиксировать, зарисовать, взять пробы, спилы бревен, чтобы можно было точно определить возраст. Желательно уметь рисовать. Потому что ни одна фотография не позволяет видеть направление ударов, сколов, то есть, как каменное орудие труда было изготовлено. Это схематический рисунок: художник специальными штрихами показывает, с какой стороны наносился удар. Фотография не заменит рисунок артефакта. Археологу надо видеть не только объем найденного изделия, еще надо абстрактно смотреть на объект, придавая значение каким-то важным деталям, а детали не важные - убирать. В общем, много кем надо быть, чтобы быть археологом. Получается, если дети все это хоть чуть-чуть изучают, они развиваются. Появляется огромное количество навыков, энциклопедизм начинается.

«Будет экспедиция -обязательно зовите!»

После конференции в декабре работа по проекту-победителю с детьми завершилась. Конечно, выражали восторг даже те, кто не попал в экспедиции, а посещал только лекции. Преодолев все трудности, многие признавались, что это были самые лучшие моменты жизни. Не только лицеисты, школьники из села Дубынино, школ Центрального округа принимали участие в проекте. Среди взрослых нашлись добровольцы, которым небезразлична история Братска. Два жителя Дубынино охотно помогали археологам. А после того, как в местных газетах и по телевидению прошли сообщения о краеведах, о них заговорили, начались звонки. Нашлось множество энтузиастов, желающих поддержать интересное направление деятельности исследователей. "Городу это очень важно", - с удовлетворением сделали вывод авторы проекта.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Возврат к списку